— По оценкам ведущего экономического института ФРГ, пандемия коронавируса привела к тяжелой рецессии экономики Германии. Как сегодня восстанавливается немецкая экономика?
— Пандемия и вызванный ей кризис действительно оказали серьезное влияние на экономику всех стран мира. Германия не стала исключением. Рецессия была сильной. По сравнению с другими крупными страны еврозоны как, например, Франция (рост в 0,4%) и Испании (экономика сократилась лишь на 0,5%), ВВП Германии в начале года был на 4,9% ниже докризисного уровня конца 2019 года.
Начиная со второго квартала 2021 года, удручающая «коронакризисная» ситуация в экономике Германии начала постепенно выправляться, промышленное производство расти, карантинные ограничения постепенно снимались, но экономика начала сталкиваться с целым рядом взаимосвязанных, уже «посткоронакризисных» проблем. Речь идет о дефиците первичного сырья и промежуточных товаров в промышленности, перебои в поставках полупроводников, нехватка металлических деталей, различной фурнитуры, функциональных элементов, обивочных и упаковочных материалов — лишь некоторые примеры.
В настоящее время, по данным государственного банка Kreditanstalt für Wiederaufbau (KfW), почти каждое второе МСП (48%) из примерно 3,8 млн малых и средних предприятий Германии сталкиваются с проблемами, связанными с поставками.
Во-вторых, спрос на промежуточные материалы растет быстрее, чем ожидалось, значительно превышая темпы роста их производства. Объем заказов с середины 2020 года, на которую пришелся пик кризиса, неуклонно растет и достиг в сентябре 2021 года самого высокого уровня с момента начала ведения такого рода статистики в январе 2015 года. По сравнению с февралем 2020 года, месяцем, предшествовавшим началу коронавирусных ограничений в Германии, в сентябре 2021 года объем заказов увеличился на 24,6%.
Ранее звучали оценки, что немецкие предприятия не могут справиться примерно с пятой частью от имеющихся на сегодня заказов со стороны своих зарубежных и местных заказчиков, а по последним данным статистического ведомства Германии, в производственном секторе накоплено такое количество заказов — которое, повторюсь, только растет — что на их выполнение в текущем режиме работы предприятий необходимо в среднем 7,4 месяца при условии, что заказы перестанут поступать. В отдельных отраслях этот показатель достигает 10,5 месяцев.
В-третьих, ситуацию усугубляет острая нехватка рабочей силы во многих отраслях. Из последнего — все более массовая нехватка водителей грузовиков, которая угрожает как стабильности цепочек поставок германских производителей, так и возможностям стабильного экспорта их продукции. Все это приводит к росту цен на фрахт контейнеров, растут тарифы на грузоперевозки, цены на все категории товаров по взаимосвязанной цепочке создания стоимости и отражается на всех смежных отраслях.