материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК Регионы
РЕГИОНЫ
Андрей Рейх: «Создаем вокруг подписчика развлекательно-медийное облако»
Генеральный директор Kartina.TV Андрей Рейх — о том, что смотрели русскоговорящие пользователи в Германии в уходящем году, влиянии миграций в динамике телесмотрения и развитии Kartina.TV как многофункциональной платформы

— В 2021 году пандемия продолжалась. Как чувствовала себя платформа Картина.TV? Какие показатели за год приросли, а какие, наоборот, сократились?
— Как и другие операторы, мы практически не пострадали от пандемии: телевидение и видеоуслуги стали чуть ли не главной отдушиной для людей. Если небольшой отток и был, то он с лихвой компенсировался притоком новых подписчиков. Так что мы даже немного подросли.

К сожалению, нет статистики, насколько больше люди стали проводить времени дома, но зато есть измерения, сколько люди проводили перед телеэкраном — на пике локдаунов в среднем больше четырех часов в день. Конечно, сейчас все уже привыкли к новым обстоятельствам и телесмотрение вернулось к допандемийному уровню, но отключаться не спешат. И это, конечно, отличная новость для нас.
— Ваши онлайн-кинотеатры: ivi, Start, Premiere, More.TV и Okko. Чьи продукты пользовались наибольшей популярностью в этом году и почему?
— Наш внутренний топ-3 онлайн-кинотеатров: Start, Premier, ivi. Хотя в последнее время мы отмечаем некоторое падение популярности ivi. Если говорить о конкретном контенте, во второй половине года больше всего смотрели сериалы «Полярный» (Premier) и «Универ. 10 лет спустя» (Premier) долго продержались в топе сериалы «Бывшие», «Содержанки» и «Медиатор» онлайн-кинотеатра START. Из фильмов «выстрелили» продолжение «Последнего богатыря» и комедия «Холоп».

Что касается причин, почему топ выглядит именно так, надо понимать нашу специфику: на наши услуги подписываются люди, интересующиеся русской культурой, в том числе конечно русским кино. И оно сейчас зачастую очень высокого качества. Не только то, что снимают для телевидения, но и само по себе кинопроизводство. Не все, конечно, но многое. Вы видели, как на том же Netflix выходили в лидеры российские «Эпидемия», потом «Майор Гром» — это прекрасный контент, и люди хотят его смотреть, и где-то даже гордятся, что отечественное кино так востребовано.
— Считается, что крупнейшими странами происхождения немецких мигрантов являются Турция (12,8%) и Россия (11,4%). Связана ли динамика телесмотрения с ростом или сокращением русских эмигрантов?
— Поправочка, доля именно россиян 5,6%, но к ним добавим Казахстан 5,2%, Украину и другие страны постсоветского пространства, и тогда «набежит» даже больше процентов. Так что я бы скорее говорил о русскоязычных мигрантах из стран постсоветского пространства. Но в любом случае динамика телесмотрения практически не связана с движениями мигрантов последних лет. Наша аудитория в Германии уже устоялась, узнаваемость бренда стремится к 100%. Все, кто хотел смотреть, уже подключились. Возможно, если бы случилось массовое переселение, как в 90-х, тогда бы мы увидели бы заметный рост подключений. Но, хотя количество репатриантов в последние несколько лет увеличилось, оно все же несопоставимо теми объемами.
— Вы сообщали, что безусловным лидером по времени телесмотрения среди абонентов Картины стал канал «РТР-Планета». В чем секрет успешного контента?
— Канал «РТР-Планета» (он же федеральный телеканал «Россия 1») находится на первом месте в списке каналов на всех устройствах. Проще говоря, размещается на первой кнопке, и это способствует его высокой «включаемости». И понятно, что наши давние клиенты воспринимают его, как единственную альтернативу отключенному в 2019 году Первому каналу. Наш топ-3 среди федеральных каналов в ноябре возглавили Россия 1 HD, НТВ HD и Рен ТВ HD (международные версии). Среди развлекательных каналов лучше всего смотрели «Пятницу», «Ю» и нишевый канал «Сарафан». Отлично выстрелил недавно запущенный канал Звезда Плюс HD — он вышел в лидеры в своей категории.

У нас же интерактивная сеть, и мы можем в реальном времени получать данные о том, что и как смотрят наши абоненты. В группе каналов о природе в ноябре больше всего смотрели Viasat Nature, «Живую планету» и «Мою планету HD», среди киноканалов – «Мосфильм. Золотая коллекция», «Мужское Кино HD» и «Звезда», на которой показывают много старого советского кино.
— Как развиваете свой сервис? Расскажите о планах на 2022 год.
— Мы постоянно думаем, что бы такое интересное добавить в сервис, как бы его еще улучшить, чтобы точно никто не догнал. Что-то придумываем сами, что-то подглядываем у коллег по цеху. К примеру, операторы во всем мире вводят профили — это когда абонент, заходя в систему, авторизуется в ней, и сразу загружается его персональный список любимых программ, избранные или рекомендованные именно ему фильмы и т.п. Этот сервис мы внедрим уже в 2022 году.

Планируем интегрировать в систему еще минимум один онлайн-кинотеатр, ведем с ним переговоры — мы уже на финишной прямой. Думаем о еще одном, главным образом, из-за его эксклюзивного контента. Но на этом планируем остановиться: 10 онлайн-кинотеатров — это очень-очень много. Имея такую гигантскую библиотеку в десятки тысяч наименований фильмов и сериалов, куда важнее организовать удобный поиск по ней. У нас такой интеллектуальный поиск с рекомендательной системой уже есть, над усовершенствованием продолжаем работать.

Еще один сервис мы запускаем буквально сейчас, и в 2022-м планируем заниматься его развитием — это аудиокниги. Мы заключили контракт с крупнейшей российской платформой «ЛитРес». По сути, это не совсем профильный сервис, и не имеющий отношения к телевидению или видео, но это то, что может быть востребовано в среде мигрантов. Если наши прогнозы окажутся верными и сервис людям понравится, тогда, наверное, подумаем над другими подобными сервисами, подкастами и т.п.

Повторюсь, мы постоянно развиваемся, постоянно думаем, что бы такое добавить на свою платформу, что может понадобиться нашим подписчикам. По сути, мы выстраиваем вокруг них такое развлекательно-медийное облако, своего рода экосистему, которая должна удовлетворить все их потребности в развлечениях.
Справка
Kartina.TV — крупнейший провайдер интернет-телевидения, который предлагает огромный выбор национальных ТВ-каналов, а также фильмов и сериалов из коллекций популярных видеосервисов (START, ivi, more.tv, Megogo, Okko, а также видеотеки на украинском и армянском языках) в любой точке мира, на любом устройстве.