материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК Регионы
РЕГИОНЫ
Зачем нужна локализация в России: опыт немецких компаний
Ведущие немецкие компании поделились опытом локализации с Российско-Германской внешнеторговой палатой (ВТП). Их руководители рассказали о вызовах и преимуществах такой работы

Трудности перевода
Немецкий производитель насосов Wilo открыл свой первый завод в России в 2015 году, в 2017 подписав специнвестконтракт (СПИК) с российским правительством. Мотивацией для локализации стало намерение компании быть ближе к своим российским клиентам и долгосрочно работать на российском рынке. «Я большой сторонник локализации», — комментирует старший вице-президент по продажам региона «Развивающиеся рынки» Wilo Group Йенс Даллендоерфер.
Но найти надежных поставщиков комплектующих в России оказалось не просто. Благодаря активной и упорной работе российских сотрудников Wilo удалось убедиться в преимуществах принятого решения. Об успехе Wilo свидетельствует тот факт, что компания сейчас обслуживает не только российский рынок и рынок ЕАЭС, но и в состоянии покрыть даже спрос Латинской Америки отечественной продукцией. Даллендоерфер подчеркивает, что в процессе локализации очень важна поддержка инвестиционного проекта со стороны головной организации.
В 2011 «АвтоВАЗ» пригласил Schaeffler наладить производство в России, чтобы повысить собственную глубину локализации. Целью немецкой компании, по словам директора по закупкам и управлению поставщиками ООО «Шэффлер Руссланд» Александра Леонова, была оптимизация логистических и таможенных операций и затрат, а также снижение себестоимости комплектующих Schaeffler. Но местные поставщики не спешили оправдать их надежд — в 2013 году многие не были готовы к сотрудничеству с международного уровня. В результате Schaeffler провалил «психологическую работу» с компаниями, чтобы убедить их в том, что это возможность развиваться и приумножать прибыль.
Министерство промышленности и торговли РФ в вопросе локализации и импортозамещения усилило фокус на комплектующие, заявил директор департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга Алексей Матушанский. «Именно на производство комплектующих будет направлена поддержка, которую мы в рамках программы импортозамещения сейчас реализуем», — подчеркнул он. Ведомство готово анализировать отрасли на предмет дефицита компетенций и уделять таким направлениям приоритетное внимание.
Закон и порядок
Среди других важных вопросов выделяется российское законодательство. Компания CLAAS была первой иностранной компанией, подписавшей СПИК. Это соглашение, по словам генеральный директор CLAAS в России Ральфа Бендиша, подстегнуло локализацию в компании. Основная выгода от СПИК — равные условия с отечественными производителями на рынке. Вместе с тем, в данный момент компания озабочена жесткими требованиями по локализации в 719-ом постановлении правительства, которые, как считает ее руководство, не учитывают экономические условия локализации, наличие ключевых компетенций компаний и аутсорсинг в цепочках поставок, а также реальные возможности для развития компонентной базы в России. По словам Бендиша, его компания хотела бы видеть конструктивный подход со стороны российского правительства, учитывающего интересы и возможности участников рынка.
Для немецкого производителя медицинской продукции Sarstedt решение локализоваться в России было изначально обусловлено требованиями постановления правительства об условиях допуска производителей медицинской продукции к участию в государственных закупках. «Мы видели, что это постановление создает неравные условия для локализованных компаний и тех, кто импортирует медицинскую продукцию», — подчеркнул генеральный директор Sarstedt в России Александр Белунин. Однако со временем появилась и другая причина, а именно возросшее желание клиентов видеть продукцию, произведенную в России. «То есть со временем мотиватором стало уже не просто требование регулятора. Конечные клиенты стали все более приветствовать локальную продукцию и ориентироваться на закупку продукции, которая сделана в России», — подчеркнул глава Sarstedt.
Привлекательность российского рынка
Генеральный директор Bosch в России Сергей Закора считает, что основной мотивацией компании, которая производит в России уже с 1996, было желание участвовать в развитии российского бизнеса. Ключевым фактором стало приобретение завода в городе Энгельс: «Наличие хотя бы одной производственной площадки в России толкает к большей смелости в локализации», — подчеркнул Закора. Поэтому Bosch после своего первого завода вскоре открыл производственные площадки в Самаре и Санкт-Петербурге. На сегодня они имеют семь производств в России.
Генеральный директор Schattdecor в России Йенс Пальмен отметил, что у компании изначально не было острой необходимости локализоваться в РФ. Однако они получили интересное предложение от российского клиента, который «все сделал от А до Я». По словам Палмера, преимущества локализации — это возможность общаться с российскими клиентами на их языке, а также освобождение от таможенных пошлин.
«Не всегда нужно вкладывать огромные деньги. По моему опыту есть и другие способы локализовать производство», — считает Оливер Ческотти, член правления ВТП и экс-президент GEA — одного из крупнейших поставщиков технологических решений для пищевой промышленности и других перерабатывающих отраслей. Для GEA импульсом к локализации послужил публичный тендер «Газпрома». Компания выиграла контракт примерно на 10 млн евро, в рамках которого была обязана осуществить поставки в г. Ноябрьск за восемь месяцев. Строить завод в столь короткий срок не имело смысла, поэтому была арендована площадка в 2,5 тыс. кв. м в Климовске. Инвестиции составили несколько сотен тысяч евро, которые в результате себя полностью окупили.