— Можно ли, находясь в данной ситуации, делать прогнозы дальнейшего развития как потребспроса, так и экономики в целом?
— Повышение цен в 2023 году, вероятно, окажет сильное социальное воздействие. Уже сейчас многие потребители не могут позволить себе повседневные товары. Даже те, у кого еще хватает денег не только на еду, но и, скажем, на косметику, все чаще переходят на более дешевую no-name продукцию. Так называемые собственные марки торговых сетей уже завоевали долю рынка в 72% по 327 категориям товаров, проанализированных крупнейшим в Германии институтом маркетинговых исследований GfK: если в продаже имеются товары собственных марок, то потребители приобретают именно их.
Соответственно, в 2023 году компании-поставщики, так сказать, брендовой продукции, должны будут больше полагаться на специальные акции, чтобы в принципе иметь возможность продавать свои товары экстремально чувствительным к ценам покупателям.
Тот факт, что многие потребители ищут более дешевые альтернативы, особенно сильно повлияет на производителей и продавцов органических продуктов. С января по октябрь 2022 года немецкий рынок органической продукции впервые в истории сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — на 4%. Потребители уже стали в целом покупать меньше органических продуктов, а если и покупают, то, как правило, в супермаркетах и дискаунтерах, а не в специализированных магазинах органических продуктов — сеть «органических» рынков Basic уже подала заявление о банкротстве, другие «органические» сети также находятся в процессе реструктуризации.
Сдержанность потребителей и рост расходов, вероятно, усилят тенденцию к консолидации в отрасли в 2023 году. Чтобы смягчить давление расходов, производители также пытаются удешевить свою продукцию — эксперты называют это даунгрейдингом (downgrading) — экономят, например, на рыбе или мясе, или заменяют подсолнечное масло жирами более низкого качества. Компании также реагируют на повышение затрат уменьшением размеров упаковки и нетто-веса продукции, но сохраняют прежнюю отпускную цену. Например, производитель кондитерских изделий HARIBO GmbH & Co. KG (ФРГ) уменьшил размер упаковок своих желейных мишек (Goldbären) с 200 до 175 граммов, сохранив рекомендованную розничную цену на уровне 99 евроцентов. Компании вынуждены идти на эти шаги, чтобы обеспечить хорошее предложение начального уровня и в целом остаться актуальными для покупателей.