материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК Регионы
РЕГИОНЫ
Андрей Соболев:
«Пик снижения российского импорта в Германию был в апреле»
Торговый представитель в Германии Андрей Соболев — о динамике торговли между Россией и Германией до и после жестких санкций в 2022 году, возможности вернуть прежние отношения, энергетическом кризисе и даунгрейдинге

— Как изменилось экономическое сотрудничество России и Германии в 2022 году?
— Необходимо отметить, что начало 2022 года в части российско-германского сотрудничества было очень уверенным. Экономики стран мира начали восстанавливаться после удара, нанесенного пандемией коронавируса, как и международная торговля. Торговля между Россией и Германией не стала исключением: двусторонний товарооборот за первые два месяца года продемонстрировал прирост более чем на 30% по сравнению с предыдущим 2021 годом и почти на 20% по сравнению с допандемийным 2019 годом. При этом рост товарооборота в основном обеспечивался ростом российского экспорта в Германию, который по сравнению с 2021 годом увеличился в 1,5 раза. Помимо топливно-энергетических товаров, традиционно составляющих наибольшую долю российского экспорта в ФРГ, свой вклад в его рост внесли, прежде всего, различные металлы и материалы, такие как медь, алюминий, никель, сталь, пластмассы, древесина и изделия из них, продукция химической промышленности.
— А что в это время происходило на рынке сырья и металлов?
— В этом контексте хотел бы обратить внимание на то, что наращивание российских поставок различных металлов и материалов в Германию было связано не только с ростом цен на них на мировых рынках, но и с изменениями, происходящими в немецкой экономике, которые берут начало еще до пандемии. В настоящее время зависимость Германии от импорта сырья растет и достигла таких масштабов, что эксперты профильного Ведомства геонаук и природных ресурсов ФРГ (Bundesanstalt für Geowissenschaften und Rohstoffe, BGR) уже говорят об уязвимости национальной экономики и призывают к расширению переработки металлических ресурсов в стране, прежде всего тех, которые важны для ускоренного перехода к электромобильности и так называемого «энергоповорота» и расширения использования возобновляемых источников энергии. Чтобы проиллюстрировать, приведу следующие цифры: в 2021 году общий объем импортируемого в ФРГ сырья составил чуть менее 400 млн тонн, соответствующие затраты выросли более чем наполовину за год и достигли рекордно высокого уровня в 211 млрд евро. В 2021 году на энергоносители и металлическое сырье приходилась половина расходов ФРГ на импорт.
— Какие еще тенденции в торговле между странами хотели бы отметить?
— В начале 2022 года в Германии регистрировался рост спроса и на российскую электротехническую, стеклянную и керамическую, бумажную продукцию, товары сектора АПК — российский экспорт рос как в стоимостном, так и в натуральном выражении, что свидетельствует о росте конкурентоспособности отечественной продукции на международном рынке. Однако в конце февраля 2022 года набирающее обороты российско-германское торгово-экономическое сотрудничество уперлось в стену политически мотивированных санкций. Хотя в марте двусторонний товарооборот все еще показал незначительный рост, он был полностью обусловлен резким скачком внешнеторговых цен на энергоносители. В последующие месяцы объемы торговли между Россией и Германией начали снижаться.
— Общий объем экспорта в Россию из Германии в июле 2022 года составил $1 млрд, что на 63% ниже уровня аналогичного периода 2021 года ($2,8 млрд), заявили в Статистическом ведомстве ФРГ. Можно ли сказать, что это был пик падения или ситуация продолжает меняться в сторону сокращения?
— Если говорить о пике снижения немецкого экспорта в Россию, то он пришелся на апрель 2022 года. В следующие два месяца экспорт в Россию постепенно увеличивался, не приближаясь к апрельским значениям. В октябре 2022 года, например, Destatis снова отчитался о снижении поставок немецких товаров в Россию. Это снижение, как и в апреле, и в июле, объясняется вступлением в силу запретов на поставку продукции определенных категорий из Европейского союза в Россию. И хотя сейчас уже нет того хаоса в сфере логистики, оказавшего сильное негативное влияние на динамику товарооборота в начале года, санкционные пакеты в отношении России в ЕС продолжают приниматься. А в уже принятых — содержатся запреты на поставку продукции, которые вступают в силу в 2023 году — как в отношении поставок в Россию, так и из России. Это, в том числе из-за угрозы усиления санкционного давления на Россию, заставляет предположить, что торговля между нашими странами не вернется к традиционной структуре, сложившейся за последние годы. Что, однако, не означает, что снижение динамики сотрудничества невозможно компенсировать за счет развития новых направлений.
— Как текущий кризис повлиял на экономику Германии?
— Прежде всего, необходимо отметить, что текущий кризис начался с так называемого энергокризиса, обусловленного резким ростом цен на энергоносители на мировых рынках с начала 2022 года, и последовавшего повторного ухудшения перебоев в цепочках поставок сырья и промежуточной продукции немецких компаний, ситуация с которыми только начала к тому времени постепенно улучшаться после отступления пандемии.

Данные обстоятельства, в свою очередь, привели к росту цен практически на все виды промышленной продукции, который за 2022 год составил в среднем от 20% до 40% в зависимости от отрасли, и падению промышленного производства в стране, которое до сих пор не может вернуться к уровню начала 2022 года. Немецкие экономисты предсказывают сохранение данной ситуации и падение ВВП ФРГ до середины 2023 года, после чего экономика должна вернуться к росту.

— Ощущают ли последствия кризиса обычные жители Германии?
— Потребители в Германии, на плечи которых немецкие производители постепенно перекладывают выросшие затраты, вынуждены были столкнуться с рекордным ростом инфляции, которая в октябре 2022 года достигла нового максимума в истории объединенной Германии в +10,4%, падением своих реальных доходов. По оценкам экспертов исследовательского института немецкого делового издания Handelsblatt (Handelsblatt Research Institute, HRI), ни значительное повышение в ФРГ минимальной заработной платы осенью 2022 года, ни программы помощи правительства страны даже близко не смогут компенсировать потери в покупательской способности граждан.

По итогам 2022 года оборот сектора розничной торговли ФРГ сократился на 0,3% в реальном выражении, даже интернет-магазины, которые во время пандемии демонстрировали взрывообразный рост оборота, переживают падение спроса. Потребители теперь вынуждены экономить на всем — даже на товарах повседневного спроса, что бумерангом бьет по отрасли FMCG, которую долгое время считали устойчивой к любым кризисам.

Цены продолжают расти: по данным мюнхенского Института экономических исследований (Leibniz-Institut für Wirtschaftsforschung an der Universität München, IFO), более 70% производителей напитков и продуктов питания планируют дальнейшее повышение цен. Чтобы получить представление о его масштабах, можно привести следующие цифры. По последним доступным данным Статистического ведомства Германии (Destatis), цены производителей на продукты питания в октябре 2022 года были почти на 40% выше, чем в том же месяце 2021 года. При этом в октябре потребители заплатили за продукты питания и безалкогольные напитки только примерно на 20% больше, чем годом ранее — многие производители в 2022 году повысили свои цены, но не смогли пока полностью передать это повышение потребителям.
— Можно ли, находясь в данной ситуации, делать прогнозы дальнейшего развития как потребспроса, так и экономики в целом?
— Повышение цен в 2023 году, вероятно, окажет сильное социальное воздействие. Уже сейчас многие потребители не могут позволить себе повседневные товары. Даже те, у кого еще хватает денег не только на еду, но и, скажем, на косметику, все чаще переходят на более дешевую no-name продукцию. Так называемые собственные марки торговых сетей уже завоевали долю рынка в 72% по 327 категориям товаров, проанализированных крупнейшим в Германии институтом маркетинговых исследований GfK: если в продаже имеются товары собственных марок, то потребители приобретают именно их.

Соответственно, в 2023 году компании-поставщики, так сказать, брендовой продукции, должны будут больше полагаться на специальные акции, чтобы в принципе иметь возможность продавать свои товары экстремально чувствительным к ценам покупателям.

Тот факт, что многие потребители ищут более дешевые альтернативы, особенно сильно повлияет на производителей и продавцов органических продуктов. С января по октябрь 2022 года немецкий рынок органической продукции впервые в истории сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — на 4%. Потребители уже стали в целом покупать меньше органических продуктов, а если и покупают, то, как правило, в супермаркетах и дискаунтерах, а не в специализированных магазинах органических продуктов — сеть «органических» рынков Basic уже подала заявление о банкротстве, другие «органические» сети также находятся в процессе реструктуризации.

Сдержанность потребителей и рост расходов, вероятно, усилят тенденцию к консолидации в отрасли в 2023 году. Чтобы смягчить давление расходов, производители также пытаются удешевить свою продукцию — эксперты называют это даунгрейдингом (downgrading) — экономят, например, на рыбе или мясе, или заменяют подсолнечное масло жирами более низкого качества. Компании также реагируют на повышение затрат уменьшением размеров упаковки и нетто-веса продукции, но сохраняют прежнюю отпускную цену. Например, производитель кондитерских изделий HARIBO GmbH & Co. KG (ФРГ) уменьшил размер упаковок своих желейных мишек (Goldbären) с 200 до 175 граммов, сохранив рекомендованную розничную цену на уровне 99 евроцентов. Компании вынуждены идти на эти шаги, чтобы обеспечить хорошее предложение начального уровня и в целом остаться актуальными для покупателей.
— Говоря про немецкие компании и российский рынок: как сейчас оценивается положение немецких производителей?
— Согласно проведенному Восточным комитетом германской экономики (Ost-Ausschuss der Deutschen Wirtschaft) исследованию, посвященному экономическим последствиям санкций, приблизительные потери только 66 отдельных опрошенных немецких компаний составляют более 2 млрд евро. Более 80% опрошенных компаний пострадали от санкций и понесли связанный с ними экономический ущерб. В первую очередь, это касается компаний производственного сектора, причем значительная часть приходится на машиностроение и производство оборудования. Чуть менее пятой части компаний имеют собственное производство в России. Более половины компаний имеют в нашей стране оборот от 10 млн до 1 млрд евро. Почти все компании страдают от санкций, введенных ЕС, США и другими странами, а также от ответных санкций, введенных Российской Федерацией. Больше всего компаний — более 50% — пострадали от европейских финансовых санкций, которые направлены против российских банков и препятствуют проведению платежных операций в Россию и из России. Две трети респондентов жалуются на феномен «чрезмерного соблюдения» санкций (overcompliance).

При этом необходимо понимать, что в Германии крупные компании находятся под колоссальным давлением общественности, СМИ, международных корпоративных клиентов. В условиях неопределенности, имеющихся барьеров, нарушениях стабильности цепочек поставок, рядом других факторов такое давление обусловило заявления ряда компаний о прекращении поставок в Россию или приостановке ведения бизнеса в нашей стране.

То, что в текущих обстоятельствах германские компании продолжают работать в России, вызывает уважение и показывает их реальную заинтересованность в российском рынке. И таких компаний немало. Йельский список (составляемый исследовательской группой Йельского университета под руководством Джеффри Зонненфельда, — прим. ред.), наличие которого, кстати, вызывает недовольство многих попавших «под прицел» компаний, не только из Германии, хорошо демонстрирует один из инструментов давления на иностранный бизнес, связанный с Россией, но далеко не исчерпывающий, и затрагивает, как я отметил, в основном именно крупные компании.