материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК Регионы
РЕГИОНЫ
«Зеленая» сталь от стартаперов: эффект и относительность
По мнению экспертов, запрос автомобильного рынка на заменители изготовленных по старым технологиям металлов высок, но полностью удовлетворить его в ближайшее время будет сложно

С 2025 года BMW Group намерена использовать в своем производстве «зеленую» сталь от шведского стартапа H2 Green Steel, сообщение об этом появилось в октябре на сайте концерна. Еще раньше, в мае этого года, экологичная сталь заинтересовала концерн Daimler, производящий автомобили Mercedes-Benz. В материалах автопроизводителей подчеркивается, что новая шведская сталь сокращает выбросы углекислого газа до 95% и не использует в производстве уголь. Вместо них, как заявляет сама H2 Green Steel, применяется водород и энергия из возобновляемых источников.
Член правления компании BMW AG Андреас Вендт сообщил, что в результате компания сократит выбросы углекислого газа примерно на 2 млн тонн к 2030 году. В дополнение к поставке стали, произведенной с использованием экологически чистой энергии, BMW Group и H2 Green Steel также договорились о создании замкнутого цикла использования материалов. Шведский производитель будет забирать остатки листового металла в случаях, когда они появляются на прессовых заводах.
H2 Green Steel основана в 2020 году с целью построить масштабное производство стали, не использующее ископаемые углеводородов, на севере Швеции. К 2030 году компания планирует производить в год пять миллионов тонн «экостали».
Эксперт в сфере промышленности, индустрии и ТЭК кандидат экономических наук Леонид Хазанов считает, что нет принципиальных отличий между сталью, выплавляемой по технологии H2 Green Steel, и традиционными методами. «Энергоноситель практически не влияет на химический состав и физические параметры стали, по крайней мере, подтвержденных научных данных об этом нет. При производстве стали доменно-конвертерным способом кокс может оказывать воздействие на концентрацию углерода и кремния в чугуне, однако, оно сводится на нет в процессе конвертирования и внепечной обработки. В случае же выплавки стали из лома в электродуговой или индукционной печи влияние электрического тока можно назвать экологически чистым, — комментирует эксперт. — «Фишка» же стали, выпускаемой H2 Green Steel, заключается в использовании водорода, благодаря чему снижается углеродный след. В тоже время H2 Green Steel сама не раскрывает, в чем суть применяемой ею технологии, но похоже, речь идет о прямом восстановлении железа из его руд, только вместо природного газа используется водород. Процесс же получения водорода тоже неясен, но, по моему мнению, тут может быть два варианта — либо задействован электролиз, либо природный газ». Хазанов добавляет, что шведская технология будет доступной только в случае, если будет дешевле традиционных аналогов. Иначе спрос на инновационные решения останется низким, несмотря на жесткую экологическую политику. При позитивном исходе во многом революционного шведского проекта, при условии масштабного производства, не исключается возможность приемлемых цен на «зеленые» сплавы, что поможет внедрить технологию на глобальном уровне.
Действия концернов считает закономерными эксперт маркетплейса «Банкавто» (цифровая платформа РГС Банка) Денис Мавланов, особенно, учитывая ужесточение требований для промпредприятий по выбросам углекислого газа. Однако он отмечает, что в текущих реалиях «зеленая» сталь заменить обычную не сможет, так как потребности автомобильной индустрии колоссальны. «Себестоимость «зеленой» продукции все еще высока, в том числе с использованием водорода. Автопроизводители уже начинают замещать стальные изделия на детали из композитных и алюминиевых материалов, что также может отрицательно повлиять на востребованность продукции шведского стартапа», — рассуждает аналитик.
Директор по исследованиям и разработкам агентства КРОС Ксения Касьянова считает, что переход на «зеленое» сырье для крупнейших автопроизводителей — «дело ближайших лет». «И это не вопрос моды, а вопрос доступности «зеленых» денег для автопроизводителей, не перешедших на новые материалы и сырье. В этой ситуации логичнее перестроиться, чем столкнуться с невозможностью кредитования бизнеса в новых условиях ESG экономики», — считает эксперт. Она отметила, что «зеленая» сталь — не только продукт, а целый цикл производства, сокращение которого влияет на углеродный след.
На другую экономическую мотивацию решения концернов, за которой стоит рост цен на уголь, вызванный его дефицитом, обращает внимание эксперт в сфере инфраструктурных систем Ренат Резванов. «После восстановления азиатских металлургических рынков и начала китайско-австралийской торговой войны (это крупнейшие страны-поставщики), продолжающейся и поныне, стоимость угля взлетела вверх. Американский инвестбанк GoldmanSachs прогнозирует рост цен на коксующийся уголь со $155 до $230 за тонну до конца этого года», — комментирует Резванов. Это происходит в условиях, когда уголь входит в список стратегического сырья для Европейского Союза: его исключительность для экономики столь велика, что впереди по значимости только вольфрам.
Сейчас диктуемая ESG политика дает понять, что первые шаги в сторону экологических заменителей стали придется делать. Взять на себя ответственность должны именно компании-гиганты, которые зададут положительный тренд и определят дальнейшее развитие индустрии.