материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК Регионы
РЕГИОНЫ
Российские экспортеры в Германии: шансы и возможности
Условия интернационализации российского бизнеса сегодня быстро меняются. На это влияют глобальные процессы и цифровизация

В бизнесе «точкой отсчета» становится личность и дорожная карта проекта. При этом ключевым остается принцип самостоятельности: успешен тот, кто может ориентироваться в море информации, выбирать и уметь правильно использовать необходимую информацию.
У российских экспортеров богатый выбор. На региональном и федеральном уровне предлагается много программ поддержки экспорта и подготовки к работе за рубежом, призванных способствовать несырьевому включению нашей экономики в мировое хозяйство. Выбор затрудняет порой несогласованность и дублирование предложений, но есть надежда, что в ближайшее время этот недостаток будет устранен за счет интеграции, по принципу «одного окна», инструментов государства, институтов развития и ассоциаций бизнеса, включая Торгово-промышленную палату России как самую массовую, широкую по географии регионов и охвату интересов предпринимателей организацию в стране.
«Как представительство, мы работаем с теми, кто уже прошел начальную школу внешнеэкономической деятельности и решился идти на сложный рынок ФРГ, где невозможна опека, но очень полезны опыт и знания. Именно потому образовался круг экспертов при представительстве ТПП России в Германии, в который вошли хозяйственники и специалисты, в том числе учившиеся в советских и российских вузах или работавшие в России на немецких предприятиях и знающие проблемы сотрудничества не понаслышке. Накануне пандемии специалисты круга экспертов провели бизнес-миссии в Вологде, Новгороде и Кургане, потом стали проводить деловые встречи и вебинары онлайн, в том числе на тему поиска партнеров и преодоления ошибок при выходе на рынок немецкоговорящих стран», – отмечает руководитель представительства ТПП России в Германии Сергей Никитин.
Отзывы
По словам Сергея Никитина, главная цель – это успех отечественных предприятий в Германии. Здесь требуется много сил и времени. Российские фирмы, в том числе резиденты Сколково, проводили в представительстве многочисленные переговоры с потенциальными партнерами об адаптации, условиях поставки и сервисном обслуживании их продукции. До продаж практически готового товара проходило порой больше года. Крупнейший в России и странах СНГ производитель высокотехнологичного лабораторного оборудования ЗАО «Ламинарные системы», расширивший с нашей поддержкой дистрибуционную площадку в Берлине, недавно получил очередной европейский сертификат качества на бокс микробиологической безопасности. Его получению предшествовали оценка документации и технические проверки, в результате которых предприятию пришлось сменить несколько поставщиков, продукция которых либо не прошла испытания, либо не имела нужных подтверждений соответствия. С учетом предварительного аудита процесс длился пять лет.
Быстрее войти в деловую жизнь Германии помогает учет повестки дня национальных экономических институтов, а также участие в совместных инициативах и проектах партнеров, отмечает эксперт. Восточный комитет германской экономики и РСПП продвигают инициативу по цифровизации (GRID), объединяющую усилия коммерческого и государственного секторов в сфере цифровой экономики и индустрии 4.0. С 2018 года действует Совет по техническому регулированию и стандартизации для цифровой экономики, в работе которого принимают участие около 40 экспертов из Германии и 60 из России, включая специалистов ТПП РФ. С Корпорацией МСП ведется работа по реализации проектов по повышению степени локализации производств германских предприятий в России при одновременной поддержке российских МСП в Германии.
«Особого внимания заслуживают проекты Российско-Германской внешнеторговой палаты – дуальное профобразование, инициатива по развитию высокоскоростных железнодорожных магистралей в России, проект для российских молодых инновационных компаний Start.up!, создание информационно-технологической платформы Germantech для объединения российских и немецких компаний в сфере обращения с отходами. Перспективным представляется российско-германское сотрудничество в сфере водородной энергетики, в частности, предложение ВТП по совместной разработке опытно-промышленной установки по производству водорода», уточняет руководитель представительства ТПП России.
В непростой политической ситуации особую ценность имеет участие в проектах Германо-Российского Форума как подвижника общественного диалога между Россией и Германией. Форум является пока единственным надпартийным объединением в ФРГ, открывшимся для российских предпринимателей. «Семинары для молодых лидеров», «Ярмарки карьеры», программа повышения квалификации сотрудников российских муниципалитетов, отвечающих за повышение экономической привлекательности региона, и многие другие проекты могут быть интересны профессионально и быть полезны для связей с деловой общественностью ФРГ.
«В целом мы исходим из того, что выход на немецкий рынок и создаваемая РЭЦ и Минпромторгом России по стандартам международного консалтинга схема содействия экспорту не будут иметь успеха в ФРГ без профессиональной помощи большого числа мотивированных специалистов. Рекрутинг таких специалистов может стать и уже становится узким местом проекта. Именно здесь видит сферу приложения своих сил представительство ТПП России в Германии. При этом мы понимаем, что наряду с развитием сотрудничества с экспертами существует много и других возможностей», – подчеркивает Сергей Никитин.
Огромный ресурс – участники российско-германской программы подготовки управленческих кадров. В ходе недавних деловых встреч выпускников представительство ТПП России в Германии столкнулось с трудной задачей – дать в рамках 45-минутной секции слово двадцати желающим выступить. Вместе с руководителем объединения немецких выпускников Андреасом Штайнборном нашли простое решение: из ключевых сообщений на полстраницы была составлена общая презентация, после которой осталось время на обсуждение возможных форм обмена информацией в будущем. В итоге все получили большое число дельных предложений, которые могут помочь развить сетевые связи и дать импульс созданию рабочих групп отраслевых компетенций.
Это мероприятие убедило представительство не только в необходимости сотрудничества с организаторами программ и более интенсивной работы с прошедшими подготовку в Германии российскими предприятиями, но и побудило задуматься над новыми формами сотрудничества, позволяющими вовлекать в совместную работу все более широкий круг предпринимателей.
«Нас особенно занимают сейчас два проекта. Один связан с попыткой полуавтоматизировать первичный мэтчмейкинг или поиск так называемых «теплых контактов» с использованием электронной площадки IndustryStock. Другой – с намерением наладить прямые деловые связи инновационных МСП России и Германии из сферы глубинных технологий (deep tech)», – продолжает Сергей Никитин.
Совместный проект ТПП с IndustryStock отчасти связан с пандемией, необходимостью работать в режиме онлайн. Представительство ТПП России в Германии договорилось с Deutsche Medien Verlag GmbH, владеющей информационно-поисковым промышленным Интернет-порталом IndustryStock.com, о совместной технической и содержательной обработке запросов предприятий-членов российских торгово-промышленных палат. Сегодня ресурс имеет коммерческие предложения более 400 тысяч компаний со всего мира, содержит информацию о 4,1 млн промышленных изделий, использует более 100 тыс. ключевых слов для поиска нужной информации. Сотрудничество позволит создать дополнительный цифровой канал взаимодействия российских и немецких предпринимателей с последующим выходом на конкретные проекты с помощью круга экспертов при представительстве ТПП России в Германии.
Платформа для b2b сотрудничества Союза производителей программного обеспечения и ИКТ Берлина-Бранденбурга Deep Tech Hub изначально создана пять лет назад с компаниями, ассоциациями и технопарками Польши, затем добавилось направление США, а с сентября 2020 года – Россия. Партнером проекта Deep Tech Hub Russia, поддерживаемого Сенатом города Берлин, стало представительство ТПП России в Германии. Проект открывает российским компаниям новые возможности для сотрудничества с немецкими партнерами и одновременно позволяет объединить малые и средние предприятия и стартапы стран Центральной и Восточной Европы – Германии, Польши и России – для совместных проектов и экспертного диалога.
Пока недостаточно успешное продвижение российских товаров и услуг на международные рынки можно объяснить многими причинами: недостатки в подготовке проектов, предубеждения контрагентов, противодействие конкурентов, сложности сертификации, правовые, ментальные и другие барьеры. Одна из причин – неразвитость горизонтальных сетевых связей. Двери в совместные проекты и даже цепочки добавленной стоимости могут открывать этаблированные структуры с российским участием. Пример тому – Академия экспорта Баден-Вюртемберга в Тюбингене, поддерживающая структуру центров передового опыта, в том числе с Титановой долиной и Фондом развития Урала в Екатеринбурге, Западно-Сибирским Инновационным Центром в Тюмени и другими российскими площадками, а также с немецкими площадками и проектами, в частности, проектом европейского устойчивого развития, площадкой «Цифровая неделя» и другими. Представительство ТПП России в Германии намерено с помощью Академии организовать, в частности, диалог медицинских кластеров Самары и Баден-Вюртемберга.
Как отмечает Сергей Никитин, представительство ТПП России в Германии готово помочь найти компетентных собеседников и партнеров для решения самых разных задач. Диверсификация бизнеса, совместное производство конкурентоспособных продуктов, экспорт и оптимизация импорта, модернизация оборудования, финансирование совместных проектов – эти и другие интересы предпринимателей найдут поддержку в сети международного сотрудничества. Представительство ТПП России в Германии является звеном этой сети, частью инфраструктуры международного сотрудничества торгово-промышленных палат и нацелено на содействие интеграции российского предпринимательства в мировое экономическое пространство.
«При этом речь идет о содействии во всех сферах предпринимательства (промышленность, торговля, сельское хозяйство, финансовая система, услуги) с особым вниманием к малому и среднему бизнесу. Работа на германском рынке, продвижение товаров и услуг, требуют, как правило, интенсивной консультационной и организационной поддержки. Представительство предлагает такую поддержку с помощью партнерских организаций, опытных экспертов сети российско-германского делового сотрудничества. Приглашаем к совместной работе по продвижению предприятий, технологий, товаров и услуг на мировые рынки», – подытожил эксперт.

Фото из личного архива