материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК Регионы
РЕГИОНЫ
Flixmobility выкупила крупнейшего автобусного перевозчика США за $172 млн
Немецкая транспортная компания продолжает расширять свое присутствие в Соединенных Штатах

Крупнейший европейский автобусный перевозчик Flixmobility GmbH (бренд FlixBus) объявил о завершении сделки по покупке легендарного оператора междугородних автобусов в Северной Америке — Greyhound Lines у британской железнодорожной и транспортной фирмы FirstGroup plc, сообщается на сайте немецкой компании.
Стоимость сделки составила 172 млн долларов США. Предполагается, что в будущем Greyhound станет частью автобусной дочерней компании Flixbus.
«Люди по всей Северной Америке все чаще ищут доступные, комфортные и экологические варианты для путешествий. Вместе Flixbus и Greyhound смогут удовлетворить растущий спрос на поездки по мере снятия ковидных ограничений», — приводит слова соучредителя и исполнительного директора Flixmobility Андре Швамляйна пресс-служба компании.
В сообщении отмечается, что немецкая компания первоначально заплатит за Greyhound около $140 млн. Еще $32 млн будут выплачены частями в течение следующих 18 месяцев. При этом выплаты от правительства США в размере $108 млн, которые Greyhound получила для компенсации убытков от пандемии коронавируса перейдут компании Flixmobility. В целом активы крупнейшего автобусного перевозчика США оцениваются в $46 млн.
По мнению основателя юридической компании Wunsch & Kollegen Rechtsanwalts — und Steuerkanzlei Евгения Вунша, сделка позволит Flixmobility занять ведущие позиции на рынке автобусных пассажирских перевозок США. «Примечательно, что молодая и динамичная компания из Мюнхена поглощает с более чем столетней историей перевозчика — Greyhound. Важным отличием двух компаний является тот факт, что Flixmobility не имеет своего парка автобусов, а также не является работодателем для водителей. Бизнес-модель Flixmobility заключается в высококлассном маркетинге и оказании посреднических услуг. В то же время автобусный парк Greyhound составляет около 1,3 тыс. автобусов и имеет большой коллектив сотрудников, — подчеркнул эксперт. — Сегодня компания-приобретатель сохраняет молчание по поводу того, как будет адаптирована бизнес-модель Greyhound к модели Flixmobility. Хотя, учитывая корпоративную культуру мюнхенской компании, должен последовать ее скорый пересмотр и оптимизация».
Он также добавил, что экспансия Flixmobility не нова. Компания успешно представлена на многих европейских рынках. Однако шаг по приобретению Greyhound имеет свои особенности, что делает сделку, возможно, более рискованной. «Речь идет, в первую очередь, об экономических инвестиционных рисках. Юридические риски были минимизированы в профессионально разработанных договорах и закрыты страхованием на случай ошибки юристов, — пояснил Евгений Вунш. — Среди возможных рисков можно выделить уже упомянутое различие бизнес-моделей. Flixmobility приобретает у Greyhound Lines большой автобусный парк, состояние которого может требовать инвестиций. Возможны проблемы с персоналом. Flixmobility не имеет опыта решения подобных задач. Используя свою модель в Германии и в Европе, компания перекладывала эти риски на субподрядчиков. Здесь же менеджмент в полной мере ложиться на плечи Flixmobility. Также есть опасения, что перевозчик не сможет реабилитировать марку Greyhound на рынке США, репутация которой считается подорванной. По предварительной информации Flixmobility планирует сохранить бренд Greyhound и позиционировать две марки раздельно. Однако в перспективе эти бренды могут быть объединены, что может стать сложной задачей даже для опытных маркетологов Flixmobility, а следовательно, может нести за собой инвестиционные риски».
Вместе с тем позитивным фактом для перевозчика является то, что рынок США ему давно знаком, считает Евгений Вунш. «Решение дальнейшей экспансии в США во многом обусловлено именно успешным стартом и базируется на детальном анализе развития рынка. Поэтому есть основания полагать, что история успеха Flixmobility продолжится».
Справка
Flixmobility начала работать на рынке США в 2018 году с 27 пунктами назначения в крупнейших городах Юго-Запада, включая Лос-Анджелес, Лас-Вегас и Феникс. По данным компании, сейчас перевозчик обслуживает 195 населенных пунктов, включая города на юге, северо-востоке и тихоокеанском северо-западе. Ранее управляющий директор FlixBus в США Пьер Гурден заявлял, что к 2023 году транспортная сеть компании станет крупнейшей в Штатах.

Flixmobility уже много лет является лидером немецкого рынка междугородних автобусных перевозок, а с 2018 года активно работает в сфере железнодорожного движения. В 2019 году услугами компании по всему миру воспользовались 62 млн пассажиров.

Greyhound Lines основана в 1914 году. Транспортный оператор обслуживает свыше 3,8 тыс. населенных пунктов в Штатах.

Автор: Наталья Ковкина